Все народы Земли празднуют Новый год, но отмечается он в разное время календарного года и связывается в основном с земледельческим сельскохозяйственным циклом.

В древности большинство народов встречали Новый год весной. Этот праздник был посвящен солнцу, наступающему теплу, началу земледельческих работ. От того, каким будет урожай, зависела жизнь людей. Нужно было умилостивить богов, попросить хороший урожай. И они украшали плодовые деревья, символизирующие плодородие, огоньками – символом Солнца. Славяне, например, развешивали плошки с горящим маслом на ветвях вишневого дерева.

Позже Новый год приурочивался окончанию сельскохозяйственных работ и начинался 1 сентября, и, наконец, с развитием астрономии праздник стали приближать ко дню зимнего солнцестояния, как ко времени зарождения нового астрономического года.

Россия прошла все этапы представления о начале Новогоднего цикла: Новый год начинался 1 марта, затем 1сентября, и с 1700 года 1 января.

Главный символ Нового года

Главным символом Нового года является елка. Почему елка, а не какое-то другое дерево? Вот как рассказывает об этом легенда.

Возле пещеры, где родился маленький Иисус, росли олива, пальма и ель. Олива и пальма подарили младенцу плоды, а ель стыдливо стояла в сторонке, боясь испортить праздник. Действительно, что она могла подарить. Колючие иголки, липкую смолу, твердые шишки? Заплакала елка смолой… И тогда на огорченное дерево с неба посыпались звезды. И произошло чудо. Прекрасная, как сказка, ель подошла к младенцу, и он, пораженный ее великолепием, радостно улыбнулся. Так и появилась зеленая сверкающая красавица для праздника, символизирующая неразрывную связь земли с небесами, то есть людей с Богом. Но это красивая легенда. А вот что говорит историк Э.Б. Тэйлор в своей книге «Первобытная культура»: «Начиная с древнейших времен люди видели в дереве обитель духа, для которого дерево служило телом».

«Люди верили в «древесных духов», или в «древесных демонов», которые жили в различных породах деревьев и могли поражать болезнями людей. По верованиям, не следовало срубать деревья, в которых жили духи. Иначе, срубив такое дерево, происходивший впоследствии первый несчастный случай будет приписан этому преступлению», отмечал в своей книге Э.Б. Тэйлор.

Старинное поклонение деревьям и рощам жило у наших предков очень долго. Велика была магия дерева и вера в обитающих в телах деревьев духов растительности и плодородия, от которых зависел урожай хлебов, фруктов и овощей. Так как духи были не только добрыми, но и злыми, нужно было их умилостивить подарками.

Считается, что начало обожествления елки положили древние германские племена около трех тысяч лет назад. Ель у них считалась священным деревом. Но они были не одиноки. Исследователь истории О.А. Толченов считает, что «В мифах многих народов

Великая роль отводится дереву в Библии. В центре Рая растут древо Познания добра

и зла и Древо вечной жизни. Ель – символ вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

Елочные украшения

Все, что висит на елке, обязательно символизирует какое-либо понятие или представление о духовной жизни человека, его истории. Долгое время люди верили, что в ветвях вечнозеленых деревьев живут духи. Не только хорошие, но и злые, которым нужно делать подарки, чтобы задобрить их. В своих исследованиях историк Е.И.Душечкина пишет, что «Древние германцы наряжали елку яблоками , яйцами и орехами . Украсив так елку, они были уверены, что в дом не проникнет и не навредит им никакая нечистая сила, ни злые духи. Елку ставили ближе к дверям, иногда подвешивали к потолку.»

Сейчас о злых силах давно забыли, а основное назначение украшенной елки – радовать ребятишек и взрослых.

Главное и самое видное место на елке занимает «Вифлеемская звезда». Исследователь О.А.Толченов пишет, что «Она напоминает о той рождественской ночи, когда огорченная елка была щедро одарена небом. С другой стороны, верхний луч звезды, означающий вертикальную ось мира, продолжающую в целом символику елки,- небесный луч. Звезда и ее верхний луч – завершающий штрих, делающий из лесной красавицы Ось мира».

Также важнейшим атрибутом Нового года является огонь, свечи, гирлянды. Древние славяне, также как и древние кельты считали, что в промежутке между смертью Старого года и рождением Нового года на землю приходят духи умерших предков. Для них ставили угощение и зажигали огни, чтобы им было светло, тепло и весело. Яркий огонь отпугивал злых духов. Этой же цели служили фейерверки, а также различные шумы, которые обобщенно символизирует колокольчик. При такой защите злые духи никогда не подступятся к елке.

Непременной игрушкой на елке является золотой шар, Золотой шар - это трансформация румяного яблока. А яблоки - это плоды, которые росли на Древе познания добра и зла. Долгое время они были главным украшением елки. В XVI веке немецкие стеклодувы из Тюрингии выдули замечательные шары. А когда елку украшали орехами, конфетами и пряниками, завернутыми в золотую фольгу, это символизировало плодовитость Древа мира.

Русский исследователь Т.П.Шохина в статье «Счастье на нитке» пишет: «Любят украшать елку блестящими бусами. Они несут важный философский смысл. Бусы представляют собой разные элементы бытия, связанные одной нитью. Каждый элемент сам по себе не представляет ничего существенного. Лишь собранные все вместе в единое целое они обретают смысл и символизируют непрерывность жизни, а значит, и целостность бытия».

Сегодня уже сложно представить себе Новый год без Деда Мороза и Снегурочки. Все равно, что без елки. История Деда Мороза длинная и непростая.

Считается, что первым на свете новогодним, а точнее рождественским дедом был святой Николай, родившийся в конце III века в городе Патары, что на берегу Средиземного моря. Став священником, а затем архиепископом города Миры, столицы Ликийской земли, он занимался благотворительностью, совершил много чудесных дел. На Рождество, по преданию, архиепископ Николай любил раздавать подарки детям. Но только послушным! Делал он это тайно, путешествуя по городу в рождественскую ночь с мешком гостинцев, которые раскладывал в яркие чулки на пороге домов, где жили бедные люди. Так и остался бы секрет секретом, но однажды архиепископа Николая поймал… ночной патруль, обходивший улицы и следивший за порядком. В мешке у «ночного деда» нашли много яблок, игрушек и сладостей. И стали жители города называть своего архиепископа Рождественским Отцом. После смерти он был причислен к лику святых и очень почитается в России. Пожалуй, ни одному святому в нашей стране не воздвигнуто столько храмов, как угоднику Николаю. «Николай — второй после Бога заступник», — говорили когда-то в народе. Впрочем, святого Николая почитают во всем мире. Вот только называют по-разному. У англичан это Санта Клаус

Интересно, что еще сравнительно недавно, лет 200 тому назад, наш, отечественный Дед Мороз был личностью не слишком приятной? Ничего общего со святым Николаем он не имел, а был маленьким старичком с длинной седой бородой, злыми глазками-буравчиками и очень капризным характером. Он властвовал на земле с ноября по март, любил озорничать, студить и морозить все живое.

И только в конце XIX века русский сказочный Дед Мороз подобрел и стал наведываться на детские елки, которые устраивали под Рождество, приносить подарки… Одним словом, вспомнил дедушка, что он не злой, колючий старик, а добрый святой. Может быть, помогла в этом неожиданно появившаяся у него внучка — Снегурочка. Впрочем, о ней особый разговор…

Как всем хорошо известно, в наши края Дед Мороз приходит зимой. А где его родина? Разумеется, скажете вы, на далеком Севере, где зима чуть ли не круглый год… Финны, например, считают, что родина Деда Мороза — Лапландия. Много-много лет жил он на склоне горы, которая называется Сопка Ухо. А в наше время, соскучившись в одиночестве, перебрался в маленький домик на самом Полярном круге, неподалеку от городка Рованиеми. Сюда и приходят адресованные финскому Деду Морозу — Йоулупкки — письма с поздравлениями и просьбами о подарках…

Наш, российский Дед Мороз вот уже несколько лет, как обосновался в старинном городе Великом Устюге. Как пишет русский исследователь истории О.В.Ретунский в журнале «Читаем, учимся, играем» «В Великом Устюге работает музей «Новогодняя и рождественская игрушка». Среди многочисленных елочек не найти двух похожих: каждая украшена игрушками определенного времени:елка начала XX века, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов и т.д.»

Снегурочка — обязательный персонаж новогодних российских представлений. Но всегда ли было так? Давайте попробуем разобраться.

Когда-то, до принятия христианства, на Руси поклонялись языческим богам. Был среди них и Мороз… Бог строгий, серьезный. Его мать — древняя славянская богиня Буря Яга, которая со временем превратилась в бабу-Ягу. А у Мороза была внучка, которую звали Снегурочка. Она была добрее и ласковее своего деда, иногда жила зимой у людей и помогала им по хозяйству.

Снегурочка стала справлять с дедушкой Новый год сравнительно недавно, перед Великой Отечественной войной, в самом конце 1930-х годов. А до этого во всех сказках и песнях она исправно таяла с приходом весны под лучами горячего солнышка.

В стихах и старых сказках говорилось о холодном сердце внучки Деда Мороза. Доброй же волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочку сделали больше полувека назад авторы советских елочных представлений. А потом и дети, и взрослые к этому просто привыкли! И не представляют себе Новый год без Деда Мороза и Снегурочки!

Новогодняя открытка

Сегодня в любой стране к любому празднику выпускаются множество поздравительных открыток, особенно много новогодних. Люди дарят их друзьям, знакомым, родственникам, живущим рядом и очень далеко, в других городах и странах с пожеланиями здоровья и счастья.

У открыток тоже давняя история. Первые поздравительные открытки появились в Англии в конце XVIII века. В своей книге «Волшебный праздник народов» исследователь Е.В.Чекулаева писала так: «В монастырях паломникам и прихожанам продавали маленькие гравюры с религиозными сюжетами. Английские дворяне и богатые купцы покупали их и украшали свои дома. Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в их оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Британии рождественских обычаев: малиновка, ветки вечной зелени , веточка вереска, перевитая тартановыми лентами . Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.»

Потом открытки печатались в Германии, а в Россию их привозили предприимчивые купцы, причем брали такие, на которых отсутствовала надпись. Ее делали вручную и открытки стоили очень дорого.

Первые русские открытки были напечатаны к Рождеству и Пасхе в 1898 году. Открытки дореволюционной России ничуть не уступали в мастерстве, богатстве фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. Очень скоро они сделались предметом искусства. И в этом нет ничего удивительного, ведь в создании открыток принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, К. Маковский, Л. Бакст, Н. Рерих, А. Бенуа, Е. Лебедева. На открытках изображалось то, что было мило и дорого русскому человеку: летящие с горы санки с ребятишками, заснеженные елки, сугробы, избушки с дымящейся трубой и со светящимся в Рождественской ночи окошком, Дед Мороз - жизнерадостный румяный старик с белой бородой, в длинной шубе и с большим мешком за спиной. В сюжетах господствовал русский стиль с лихими тройками и крестьянскими детьми. Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева - символ Рождества, вечно обновляющейся жизни. Дореволюционные открытки отражали обычай славления Христа в день его Рождества.

Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой Вифлеемской.

Эффектно выглядели открытки, в оформлении которых использовались блестки и "снег", сделанный из борной кислоты.

Постепенно открытка стала частью жизни людей, излюбленным средством переписки, простым, удобным и вместе с тем исключительно красивым.

На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой они печатались, была тонкой, краски - блеклыми, но люди радовались и этому. Через несколько лет на открытках появились Дед Мороз и Снегурочка.

Если на российских рождественских и новогодних открытых письмах чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к ним на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры их колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом. На открытках Скандинавских стран часто встречаются веселые и добрые гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. Забавную открытку можно встретить в Эфиопии: Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.

Для людей, изучающих историю елки, новогодних игрушек поздравительные открытки являются настоящим историческим источником. Ведь стеклянные елочные игрушки - настолько хрупкий материал, они так часто разбивались и до наших дней, к сожалению, не дошли, а по изображениям на новогодних поздравительных открытках можно было судить, чем наряжали елку в тот или иной период. На открытках изображались елочные украшения: шары, гирлянды, Дед Мороз со Снегурочкой.

Подарки

Кстати, о подарках. Обычай дарить подарки друг другу на Новый год тоже очень древний. Так, в египетских пирамидах нашли вазы, сделанные около трех тысяч лет, на которых были надписи: «Открытие года хорошего». А древние римляне со II века до н.э. в день зимнего солнцестояния одаривали друг друга ветками, собранными в священной роще, желая удачи и плодородия. Позже стали дарить мед и пироги, чтобы Новый год был полон сладости, и золото – как залог благоденствия. С возникновением христианства церковь запретила этот обычай дарения, как пережиток язычества. И все же несмотря ни на что, этот обычай, к счастью, сохранился до наших дней. В Новогоднюю ночь все дарят и получают подарки.

В далеком прошлом персы на Новый Год дарили друг другу яйца. Это символизировало продолжение рода. По этому поводу исследователь Е.В.Чекулаева пишет: «В Японии нельзя дарить хризантемы – это привилегия лишь императорской семьи. В Латинской Америке считают, что подарить острый предмет – значит порвать отношения с этим человеком. Во Франции духи женщинам может преподнести только очень близкий друг».

В Италии 1 января Нового года рано утром домой необходимо принести «новую воду» из источника. «Если тебе нечего подарить друзьям, - говорят итальянцы,- подари «новую воду» с оливковой веточкой». Считается, что «новая вода» приносит счастье. В Мексике детям в полночь вручают вкусные пряничные куклы. В Китае никогда не дарят часы, ведь это слово по-китайски звучит как «похороны». На Новый год принято дарить в Китае конфеты, пирожные, печенье и торты в коробках. Иностранцы дарят китайцам конфеты, пирожные, хороший чай.

Нам, конечно интересно, когда появилась новогодняя елка в нашей стране. Кто ввел обычай наряжать новогоднюю елку? О.М. Торчинский в своей статье «Приключение елки в России» писал: «Вообще у нас в стране судьба елки складывалась не просто. Многие ошибочно считают, что обычай наряжать елку ввел царь - реформатор Петр I. Но в указе Петра «О праздновании Нового года по европейскому образцу» в 1700 году всем обывателям было предписано украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, но никак не елками. Новогодняя елка появилась в России через 150 лет, в 40-е годы XIX века благодаря немцам, жившим в Санкт - Петербурге. Новая забава была принята с восторгом, петербургской знатью, а потом и москвичи поддержали этот чудесный обычай. Вслед за столицами он распространился по всей стране и Новый год стал любимым праздником и детей, и взрослых».

А потом, в 1916 году, Священный Синод запретил «чуждый России обычай», ведь шла Первая мировая война; Россия воевала с немцами, а именно немцы - законодатели елки. То есть случился этот запрет еще до Октябрьской революции, но многие неправильно считают, что это сделало Советское Правительство. Большевики только продлили действие указа «реакционного Синода», осудив елку, как «буржуазный пережиток» и, оказалось, надолго продлили, на целых семнадцать лет, до 1935 года.

Вот здесь я обнаружила противоречие. У меня есть детская книжка «Елка в Сокольниках», где рассказывается о том, как Владимир Ильич Ленин приехал к детям в школу на елку, привез подарки. В книге указывается, что было это в 1919 году, когда в стране бушевала гражданская война.

Автор этого рассказа Бонч Бруевич был видным государственным и партийным работником и не мог не знать о том, что елки в стране запрещены, за нарушение строго наказывали, вели разъяснительные работы, накладывали партийные взыскания. Как мог В.И. Ленин сам нарушать закон? Написав этот рассказ, автор или не хотел, чтобы следующие поколения знали о таком нелепом запрете, или так хотел приукрасить образ вождя. Непонятно.

Е.С.Павлова в своей статье «В мастерской Деде Мороза» пишет: «После долгих лет борьбы с елкой власти приняли мудрое решение: разрешить елку. Оно было принято 28 декабря 1935 года, на подготовку праздника оставалось всего три дня, но к назначенному сроку елки были везде – в детских домах, в яслях, детских клубах, Дворцах пионеров, на катках, на площадях городов».

Только Вифлеемскую звезду власти приказали заменить на красную, пятиконечную, и праздновать стали не Рождество, а Новый год.

И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Чем наряжали елку? Известно, что недалеко от Москвы, в Клинском районе находятся залежи кварцевого песка, и князь А. С. Меншиков построил в 1848 году стекольный завод, на котором изготовляли аптекарскую посуду… и стеклянные елочные игрушки. Но их было очень мало. В основном игрушки делались все же из картона. «До революции в России чаще всего делали игрушки из папье-маше, в советское время после 1935 года – в основном из ваты. Картонные игрушки, которых было много в 50-е годы, продолжали производить вплоть до 80-х годов. Игрушки с 1941 по 1945 год из того, что было под рукой,- пакли, стекла, дерева» - пишет американка Ким Балашак, собравшая большую коллекцию русских елочных игрушек.

Из картона штамповались животные, птицы, рыбы. На елке можно было увидеть игрушки с советской символикой, отражающие самые разнообразные достижения социали-стического общества: автомобили, дирижабли, аэропланы, стратостат, были даже такие игрушки: Днепрогэс, военное судно, метро. По советским игрушкам можно проследить историю страны того времени. Когда отменили празднование Нового года, сразу ликвидировали частные мастерские, где делали елочные игрушки. Исследователь Е.С.Павлова пишет: «В конце 30-х годов начали создаваться артели по производству елочных украшений и среди них самое знаменитое предприятие художественного промысла «Иней» в Москве».

Исследователь О.В.Ретунский добавляет: «Самой популярной формой игрушек 30-х годов были фигурки людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной рас. Наладился выпуск фигурок красноармейцев, игрушечных танков, тракторов, подвесок с изображением серпов-молотов, пшеничных колосьев, букв «СССР».

В 1940 году появляются игрушки из толстого бутылочного стекла, где преобладают военные мотивы: собаки-санитары, пистолеты, звезды.

К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина на елке поселились игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок, а стеклянные кукурузы, до сих пор сохранившиеся в некоторых семьях, – это память о хрущевских временах.»

Сейчас на фабрике «Иней» выпускают 1350 видов елочных украшений. И большинство из них ничуть не хуже прославленных немецких игрушек. Они превратились в настоящее произведение искусства.

Сейчас во многих домах украшают новогоднее деревце покупными шарами – то исключительно золотыми, то серебряными и ставят под елку не Деда Мороза со Снегурочкой, а Санта Клауса. Это стильно, вписывается в интерьер и свидетельствует о хорошем вкусе. О своих собственных самодельных игрушках, сделанных когда-то с такой любовью, люди отрекаются. Когда-нибудь, когда они станут совсем взрослыми, они поймут, что дороги им не эти роскошные покупные шары, а самодельные снеговички, зайчики и клоуны, сделанные ими, когда они были совсем маленькими.

Источники: http://www.microarticles.ru/article/novogodnie-traditsii.html