Зачем нужен автомобиль

Продолжение. Начало по ссылке ниже.

В первой части статьи мы говорили о рациональных мотивах приобретения автомобиля. И отмечали - что при внимательном рассмотрении эти мотивы столь уж рациональными не выглядят. Ну а теперь коротко - о мотивах не столь рациональных.

Мотив статуса. В социалистическом прошлом автомобиль можно было приобрести исключительно за деньги. И как следствие - наличие автомобиля свидетельствовало, что деньги у его владельца водятся. Сейчас это уже давно не так. Можно приобретать в кредит автомобиль. И наличие автомобиля отнюдь не доказательство того, что владелец богат. Он может быть в долгах, как в шелках. И generation next, новое поколение это уже в основном понимает. Только в каких-то отдельных социальных группах (или национальных) отсутствие автомобиля означает падение в статусе. А в городах продвинутых, в мегаполисах взаимосвязь наличия автомобиля и возможного наличия долгов у владельца уже прописана в культурном коде.

Мотив вождения. Отмечают многие, что нравится им водить. Чувствовать машину, чувствовать свое мастерство, поглощать километры. На мой взгляд - сильно это связано с культурным мотивом. С наличием огромной и обильно финансируемой культуры, в которой выходят фильм, игры, песни и клипы о том. как круто управлять машиной.

Мотора рёв для нас звучит, как музыка.

Как аромат, вдыхаем мы бензин.

Что нужно нам: шоссе, полоска узкая

Да запчастей заветный магазин.

Насколько этот мотив рационален? А как часто человеку приходится свое мастерство проявлять? Помню, однажды мы ехали с другом. По городу Москва. И друг все порывался мне показать, как машина его прекрасно ездит и какой он отличный водитель. Он показывал, как на 50 метрах его машина может стартовать и за какие-то 50-100 метров кого-то обогнать. Почему за 100 метров? А потому, что в основном мы стояли. И 100 метров - это была средняя дистанция, которую за один раз мы могли проехать. Чтобы мастерство свое развивать, наслаждаться поглощением километров - надо человеку искать какие-то места укромные, ну или ночами где-то ездить. А наслаждение ездой - скорее мечта, чем реальность.

Мотив культурный - чрезвычайно могуч. Открытая и косвенная реклама автомобилевладения как образа жизни - повсюду. Формирует реклама потребителей автомобильных - очень успешно. Противостоять вложенным в голову с детства стереотипам - очень трудно.

Многие говорят, что не могут в общественном транспорте ездить. Что там воняет. В общем - на проезжей части воняет не меньше. Ты едешь в зоне выхлопа тысяч машин. Даже самый хороший фильтр не спасает полностью. Так что вопрос где воняет больше - спорен как минимум. Но под неприятным запахом люди ведь имеют несколько другое в виду. Мотив неприятного социального окружения -.

Мотив социальной изоляции. Как люди пишут - “избавить себя от контакта с низшими. Ради истинной причины люди готовы идти на жертвы и платить такую цену, в том числе брать непомерные кредиты и стоять часами в пробках. Избавление себя от общества "низших" это даже не вопрос статуса. Если кому-то не нравится выражение "избавление от контакта с низшими", то есть другое более толерантное выражение: социальная идиосинкразия”.

Тут все несколько забавно. Потому что люди действительно высокого статуса - покупают себе жилье с хорошей транспортной доступностью. В центре, проще говоря. Им нет нужды часами толкаться в электричках, где просто ребра трещат от толкотни и давки. А совсем высокого статуса - и вовсе на работу каждый день не ездят, и даже в других странах проживают. Проблем поэтому нет у людей особых. Надо съездить - ну сел в метро и проехал 5 минут. И возможно - будет это раз в месяц и не каждый месяц.

Мотив социальной изоляции я четко наблюдал у тех, кто покупает жилье очень далеко от центра, от работы. И поэтому вынужден толкаться и давиться, и это действительно чрезвычайно тяжело. Но если это связано со столь очевидным отсутствием средств и необходимостью личного присутствия на работе - имеет смысл задуматься. А так ли уж низки эти “низшие”? Так ли уж далеко ты сам от них ушел в своем статусе. В конце концов - они едут на работу, то есть не конченные маргиналы. И ты едешь, ты не достиг высот стратегического управления. Они живут “черти где” - и ты примерно там же живешь. Социальная изоляция такого типа может быть решена эффективно покупкой жилья возле работы только. А покупка жилья “в ебенях” - откровенный стратегический просчет. Который люди усугубляют, беря помимо ипотеки еще кредит на автомобиль - и утопая в долгах в итоге.

В данной статье мы исходили из того, что движение в городах затруднено. И ездить - некомфортно. Но ведь не вечно же так будет, скажете вы! Ведь возможно, скоро поправят ситуацию с пробками. И можно будет ехать быстро и с комфортом на автомобиле, наслаждаясь ездой и поглощая километры? Ну давайте посмотрим на страны другие. Возможно, там уже решили проблему? Как пишут - в Нью-Йорке общественным транспортом на работу едет треть населения. И пробки - есть и являются проблемой. В Пекине - тоже пробки. Чтоб вам понятно было - в Пекине дороги очень широкие, в свое время просто сносили дома чтоб улицы расширить. не помогло. Так что пока вот так навскидку - пробки проблема больших городов. И если в Нью-Йорке и Пекине пока не решили - вряд ли скоро решат и у нас.

А если вам автомобиль раз в месяц нужен - появляются сервисы каршэринг. Когда можно на час на два взять автомобиль поездить за скромные деньги. Так что - задумайтесь, так ли вам надо пожирать километры - и как часто вы на самом деле это делаете?

Отбросив прочь свой деревянный посох,

Упав на снег и полежав ничком,

Я встал - и сел в "погибель на колесах",

Источники: http://psychomedia.org/articles/1392