Если принимать во внимание современные реалии и в особенности, состояние отечественных дорог, то вполне логично, что автомобильная подвеска подвержена наибольшим нагрузкам, по сравнению с другими узлами и агрегатами машины. При этом в наибольшей степени нагружаются амортизаторы и пружины, поэтому в данной статье будет рассмотрен вопрос, нужно ли при замене амортизаторов также менять сами пружины.

Однако, для начала следует разобраться в теоретической составляющей вопроса. Как известно, амортизаторы и пружины работают в паре, выполняя две части одной большой задачи, т. е. обеспечивают необходимую плавность хода и управляемость автомобиля. Пружина выступает в качестве упругого элемента подвески, смягчая удары от наезда на неровности дорожного полотна. После того, как колесо наезжает на препятствие, оно практически подпрыгивает в воздух, а пружина, в свою очередь, возвращает его в исходное положение, но после удара о дорожное покрытие колесо вновь отрывается от него. При всем этом, чем мягче пружина, тем больше энергии удара она способна поглотить, что приводит к достаточно медленному затуханию колебаний и практически полному отсутствию контакта колеса с дорогой.

Соответственно, для решения этой проблемы на помощь пружинам приходит амортизатор, который и предназначен для быстрого гашения колебаний колеса путём преобразования в тепло колебаний кузова и подвески. Амортизатор обладает значительно более сложной конструкцией, по сравнению с пружиной, в общих чертах представляя собой цилиндр с поршнем. Поглощение же большого объема энергии удара происходит за счет сопротивления перетекающей внутри цилиндра жидкости. Так, исправно функционирующий амортизатор способен поглощать 80 % энергии исходящей от пружины после одного толчка колеса.

Учитывая всю сложность конструкции и работы, амортизатор значительно уступает пружине в надежности и эксплуатационном ресурсе, требуя периодической замены при ухудшении качества своей работы. И все же остается неразрешенным вопрос: стоит ли менять пружину вместе с амортизатором?

Исходя из всего вышесказанного, только исправная работа амортизаторов и пружин способна обеспечить нормальное функционирование автомобильной подвески. В то время как пружины удерживают массу машины, их движения контролируются амортизаторами – соответственно, они зависят друг от друга. Если же работа одного из компонентов нарушена, то часть его нагрузки возлагается на оставшийся рабочий элемент. Например, в случае проседания пружины нагрузка на амортизатор существенно увеличивается, ускоряя его износ и напротив, неисправный амортизатор не способен гасить колебания пружины и сопротивляться раскачке кузова.

Если с потерей функциональности амортизатором все достаточно понятно, то причину выхода из строя пружины следует рассмотреть более детально. Итак, причиной замены пружин подвески могут стать следующие факторы:

• усталость металла, в зависимости от длительности эксплуатации и естественного износа;
• механическое повреждение пружины, вследствие полного сжатия, трения или контакта с камнями;
• частые перегрузки автомобиля, либо преодоление больших неровностей дороги на высокой скорости;
• коррозионные процессы, что является следствие воздействия влаги и химически активных веществ (например, дорожная соль).

В дальнейшем состояние пружины оказывает влияние, как на способность автомобиля удерживаться на дороге, так и степень нагруженности амортизаторов и наконечников.

Если принимать во внимание все сказанное, то напрашивается вывод, что вполне целесообразно производить замену пружин вместе с амортизаторами. Однако такая мера финансово весьма затратна, да и при визуальном осмотре зачастую практически невозможно определить состояние пружин, к примеру, степень усталости металла.

Но установка новых амортизаторов в комплекс со старыми, иногда начинающими ржаветь пружинами – это ремонт подвески наполовину при укорачивании срока службы амортизаторов. Если же не пренебрегать необходимостью одновременной замены, то состояние подвески после ремонта максимально приближается к оригинальному. Более того, в качестве дополнительного бонуса часть затрат возместится за счёт более продолжительной эксплуатации всего блока в целом и экономии на двойной оплате трудозатрат.

Впрочем, право выбора всегда остается за автовладельцем, но следует помнить, что пружины подвески в обязательном порядке подлежат замене в следующих случаях:

• при поломке пружины (деталь ломается, как правило, в самом верхнем или нижнем витках);
• при наличии механических повреждений металла и коррозионных процессов;
• при снижении посадки автомобиля, по сравнению с техническим описанием (в данном случае измеряется расстояние между центром колеса и краем колёсной арки на всех четырёх колёсах);
• при неравномерности горизонта автомобиля (разница в высоте передней и задней части кузова);
• в тех случаях, когда конструкционные особенности подвески требуют выполнения одновременной замены пружин и амортизаторов.

Если же все перечисленные причины отсутствуют, то замену пружин допускается производить при каждой второй замене амортизаторов. Напоследок необходимо добавит, что, так же как и амортизаторы, пружины в обязательном порядке меняют парами на ось, в противном случае, различия в характеристиках пружин приводят к дисбалансу подвески и ухудшению управляемости автомобиля.

Дата публикации: 14.06.2014

Источники: http://www.avtoamort.ru/article/2014/stoit-li-menyat-pruzhiny-vmeste-s-amortizatorami/