При уплотнении земляного полотна применяют две схемы движения грунтоуплотняющих машин (рис. 11.14): кольцевую или челночную.

При уплотнении насыпи первые проходы делают на расстоянии 2 м от ее бровок; при последующих проходах приближаются к краю насыпи, перекрывая каждый след не менее чем на 0,15—0,2 м. Затем машину разворачивают и переходят на полосу, расположенную далее 2 м (от бровок), постепенно приближаясь к середине земляного полотна. При таком порядке уплотнения машины не завязнут в рыхлом грунте. Однако у бровок насыпей грунт чаще всего характеризуется До<0,93, поэтому откосы насыпей неустойчивы. По опыту других стран ширину насыпей по верху принимают больше на ширину вальца катка типа тандем, но не менее 0,5 м. После окончания уплотнения излишний грунт перемещают на соседние участки либо делают более пологими откосы в нижней части насыпей. В этом случае объем земляных работ повышается не более чем на 1—2 % по сравнению с общим объемом, но повышается и значение относительного коэффициента уплотнения грунтов до 0,98. 1, что гарантирует устойчивость откосов насыпей.

Рассмотренная кольцевая схема движения катков применима лишь при длинных захватках, когда компенсируется время, затрачиваемое на повороты. Данную схему вынуждены также применять при использовании прицепных катков. Для самоходных катков можно применять обе схемы движения. В городских условиях чаще всего длина захваток не превышает 200—300 м. Поэтому здесь обычно применяют челночную схему движения катков.

Независимо от принятой схемы движения вначале по рыхлому грунту катки должны двигаться вперед ведомыми вальцами. Если уплотняют грунт с ненарушенной структурой (например, в выемке или нулевом профиле), первые проходы уплотняющие средства делают у вертикальных стенок корыта, затем постепенно приближаются к оси.

На участках с продольным уклоном, равным поперечному или более его, уплотнение грунтов всегда начинают снизу и двигаются к вершине выпуклой вертикальной кривой. Сначала проходят катки легкого типа, которые делают 20—30 % общего количества проходов, установленного опытным путем, либо принятого по нормам. В результате происходит лучшая упаковка грунтовых зерен, без существенного разрушения грунтовых агрегатов и выжимания грунта из-под рабочих органов уплотняющих машин тяжелого типа.

Длину захватки выбирают в соответствии с требованиями гл. 2 и 7, учитывая, что производительность катков, особенно вибрационных в песчаных грунтах, выше, чем в связных, примерно на 30—40%. Требуется меньше проходов, причем эффективность, например, виброкатков повышается с уменьшением влажности песчаных грунтов. Как уже известно (см. п. 11.4), от скорости движения катков зависят степень уплотнения грунта и стоимость уплотнения. Так, повышение скорости сопровождается уменьшением времени воздействия катка на грунт и соответственно снижением степени его плотности. В связи с этим значение скорости рекомендуется предварительно уточнять в конкретных условиях.

Ориентировочная производительность отдельных катков, движущихся со скоростью σ≥2,5 км/ч, при уплотнении связных грунтов до Ко=0,95 при длине захватки L<500 м и оптимальной глубине уплотнения (см. табл. 11.3) приведена в табл. 11.4.

При повышении требуемой степени уплотнения производительность катков понижается, что учитывают поправочным коэффициентом Кс, в соответствии с приведенной формулой. При расчетах значение Кс принимают равным 1; 0,6 и 0,5—0,3 соответственно при Ко равном 0,95; 0,98 и 1.

Значит при необходимости уплотнения пылеватого грунта, например до Ко—0.98. 1, толщину уплотняемого слоя надо снижать ориентировочно в 1,5—2 раза.

Высокая производительность катков с уплотняющими башмаками (см. табл. 11.4) связана с высокой рабочей скоростью, принимаемой во Франции, равной 20 км/ч при уплотнении глинистых грунтов и длине захватки не менее 500 м.

При реконструкции городских улиц захватку почти всегда вынуждены назначать меньшей длины (200 м), поэтому производительность катков снижается не менее чем на 20 %. Из данных табл. 11.4 также видно, что эффективность катков значительно повышается с увеличением их массы.

Источники: http://www.stroitelstvo-new.ru/dorog/tehnologia-uplotneniya-gruntov.shtml