Насосы СМС Насосы СМС

Насосы и электронасосные агрегаты типа СМС предназначены для перекачивания бытовых и промышленных загрязненных жидкостей или чистой воды с водородным показателем рН от 6 до 8,5, плотностью до 1100 кг/м 3 , с кинематической вязкостью не более 1⋅10 -6 м 2 /с, температурой до 90 ºС (363 К), с содержанием абразивных взвешенных частиц не более 1% по объему, размером до 5 мм и микротвердостью не более 9000 МПа, максимальным размером неабразивных взвешенных частиц от 26 до 73 мм в зависимости от типоисполнения агрегата и размера проходного сечения проточного тракта.

В насосах СМС применено рабочее колесо свободновихревого типа, что позволяет применять насос для перекачивания жидкостей, несущих достаточно крупные посторонние предметы, которые могли бы засорить проточный тракт при использовании центробежных колес открытого и закрытого типов. При этом специально спроектированные рабочие органы позволяют сохранить высокие для этого типа насосов энергетические показатели.

Структура условного обозначения

СМ - тип электронасосного агрегата (сточно-массный);

[*] - диаметр входного патрубка, мм;

[*] - диаметр выходного патрубка, мм;

[*] - диаметр рабочего колеса, мм;

[*] - обозначение обточки рабочего колеса, обеспечивающей работу насоса в средней (а) или нижней (б) частях рабочего поля;

[*] - условное обозначение частоты вращения вала, мин -1 (2 – 2900, 4 – 1450, 6 – 960);

[*] - обозначение исполнения уплотнения вала (С – сальниковое, ТСУ – торцовое сальниковое уплотнение);

Е - обозначение взрывобезопасного исполнения (Е – для взрыво- и пожароопасных помещений);

В - электродвигатель во взрывобезопасном исполнении;

[*][*] - климатическое исполнение и категория размещения УХЛ4 и О4 по ГОСТ 15150-69.

Электронасосные агрегаты СМС состоят из насоса и электродвигателя, смонтированных на общей фундаментной раме. Валы насоса и электродвигателя соединены упругой муфтой. Фундаментная рама крепится к фундаменту фундаментными болтами. Упругая муфта закрыта ограждением, закрепленным на фундаментной раме. Фундаментная рама устанавливается на стальных прокладках. При установке электронасосного агрегата необходимо обеспечить горизонтальность с точностью 0,2 мм на 1 м.

Насос состоит из спирального корпуса, центробежного рабочего колеса свободновихревого типа, установленного на валу, и опорного кронштейна. Между торцами спирального корпуса и опорного кронштейна установлены уплотнения. В стыке спирального корпуса и корпуса уплотнения установлена уплотнительная прокладка.

К спиральному корпусу со стороны входа крепится патрубок с люком, предназначенным для прочистки проточного тракта перед колесом при его засорении. Вал насоса вращается в подшипниках качения.

Уплотнение вала осуществляется сальником с мягкой набивкой (ГОСТ 5152-77). Кольца набивки устанавливаются со смещением разрезов на 120º. Для обеспечения надежной работы сальникового уплотнения к корпусу уплотнения необходимо подавать затворную жидкость (техническую воду) под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ). Техническая вода или другая нетоксичная и нейтральная по отношению к перекачиваемой среде затворная жидкость по плотности не нормируется. Содержание взвешенных частиц в затворной жидкости должно быть не более 0,1%, размер частиц не более 0,2 мм, водородный показатель рН 7, температура жидкости не более 45 ºС (318 К). Расход затворной жидкости составляет 1% от подачи насоса. Для насосов с ТСУ уплотнение вала осуществляется торцовым сальником и подвода затворной жидкости не требуется.

Для уменьшения протока перекачиваемой жидкости в спиральном корпусе из области высокого давления в область низкого давления на рабочем колесе и в спиральном корпусе установлены уплотнительные кольца.

Для уменьшения осевой силы, действующей на подшипники вала, на заднем диске рабочих колес всех типов насосов выполнены радиальные отбойные лопатки. Эффективность работы отбойных лопаток зависит от точности установки торцового зазора между отбойными лопатками и торцовой поверхностью корпуса уплотнения.

Величина зазора для разных типов электронасосных агрегатов.

Регулировка зазора осуществляется за счет смещения на валу рабочего колеса и защитной втулки с помощью регулировочной гайки.

В зоне уплотнения для предохранения от износа на вал устанавливается защитная втулке, выполненная из углеродистой стали 45 (ГОСТ 4543-71). В осевом направлении защитная втулка фиксируется торцами ступицы рабочего колеса и торцом регулировочной гайки. При изготовлении вала с износостойким покрытием или с ТСУ защитная втулка не устанавливается.

Насосы, входящие в агрегат, изготовляются по материалу проточной части из серого чугуна (ГОСТ 1412-85).

Направление вращения указывается на корпусе стрелкой, проверяется пробным пуском.

При эксплуатации агрегат должен быть заземлен. Заземление выполняется по ГОСТ 12.1.030-81.

Общий вид, габаритные, присоединительные размеры, размеры фланцев и масса электронасосных агрегатов СМС представлены на рис. 1.

Насосы СМС

Рис. 1. Общий вид, габаритные и присоединительные размеры насосов СМС

1 – подвод воды в сальниковое уплотнение;

Источники: http://test.speccon.ru/node/873