О ЗАМЕНЕ ЖИДКОСТИ В “АВТОМАТЕ”

Мы продолжаем наши публикации про автоматические коробки переключения передач. В этой статье, уважаемый читатель, мы остановимся на одном из аспектов технического обслуживания “автомата” - замене жидкости в автоматической коробке переключения передач.

Замена жидкости в автомате

По данному вопросу мы заехали на ул. Солтыса, 22, посоветовались со специалистами предприятия “Центр автотрансмиссий”, осуществляющих ремонт и обслуживание всех типов КПП, и подготовили для читателей статью о жидкости для автоматических коробок передач. Сразу отметим, что одной из форм регулярного контроля состояния агрегата является замена трансмиссионной жидкости. Это надо производить в специализированных сервисных центрах, располагающих необходимым техническим оборудованием и квалифицированными специалистами.

Итак, начнем с начала

В автоматические коробки передач заливают не масло, а специально разработанную жидкость для автоматических трансмиссий ATF (Automatic Transmission Fluid). Использование иных типов жидкостей приводит к поломке АКПП. Тип используемой жидкости может указываться на щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля

ATF выполняет отличные от обычного масла функции:

  • передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач
  • обеспечение функционирования системы управления и контроля работы фрикционных дисков
  • смазка и охлаждение трущихся деталей.

Как часто надо менять жидкость в АКПП?

Периодичность замены регламентируется заводом-изготовителем, а также зависит и от условий эксплуатации. В интенсивных и для подержанных иномарок она сокращается. При замене происходит частичная смена жидкости, а полная может осуществляться при полной разборке агрегата.

Как проверить уровень жидкости в коробке?

Технология проверки уровня жидкости: после прогрева (необходимо проехать не менее 15-20 километров) установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке, поставьте регулятор выбора передач в положение “N” и стояночный (ручной) тормоз. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе соответствует уровню жидкости в АКПП (этот участок щупа может быть отмечен насечкой и/или надписью “Hot”). Во всех безщуповых коробках передач уровень жидкости проверяется при выключенном и охлажденном до температуры 36-38 градусов двигателе. Для определения как лучше проверить уровень ATF в вашем автомобиле, прочитайте инструкцию по его эксплуатации или проконсультируйтесь в сервисном центре.

Чем опасен заниженный или завышенный уровень жидкости в АКПП?

При слишком низком уровне насос вместе с жидкостью начинает захватывать воздух, образуя эмульсию. Жидкость теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемой. Эксплуатация автомобиля со вспененной жидкостью быстро выводит коробку из строя. Не надо путать отдельные крупные пузырьки воздуха в жидкости на щупе с равномерно вспененной жидкостью с очень мелкими пузырьками воздуха.

Сколько жидкости следует заливать в АКПП?

В зависимости от типа АКПП может вмещать от 4,2 литра до 15,5 литра ATF. Надо иметь в виду, что при замене сливается далеко не весь ее объем. Часть остается в каналах системы управления, но это считается допустимым. Если вы хотите полностью сменить жидкость, то необходима как минимум трехкратная ее замена.

Как определить, что залито в АКПП и какую жидкость заливать при замене?

Трансмиссионные ATF отличаются цветом – светло-желтые и красных оттенков. Цвет жидкости определяется только красителем, который добавляется в него, чтобы отличить жидкость от масел, применяемых в автомобиле. Использовать следует только ту жидкость, которая указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Иногда тип рекомендованной жидкости указывается на щупе. Смешение различных ATF не допускается, так как это приводит к поломке АКПП.

Как часто следует менять жидкость в АКПП?

Срок замены ATF зависит от технического состояния, возраста/пробега автомобиля, типа АКПП и обычно указывается автопроизводителем в инструкции. При нормальных условиях эксплуатации в новых автомобилях рекомендуется менять через 70 тысяч километров пробега автомобиля (либо через 2 года). При сложных условиях (жаркий или холодный климат, пыль, грязь, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой, в условиях мегаполиса и т.п.) и в “бэушках” срок замены сокращается до 25-40 тысяч (либо через 1 год). В случае потемнения жидкости или если она приобрела горелый запах, необходима внеплановая замена.

Как оценить качество жидкости в АКПП?

В новой коробке или после ремонта жидкость должна быть прозрачной и не иметь темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капните жидкость со щупа на белую бумажную салфетку и убедитесь, что она легко впитывается и в ней нет посторонних включений. Если в неисправной АКПП перед продажей несколько раз подряд менялась жидкость, то при тщательном анализе капли можно различить мелкие черные частички, не гармонирующие с прозрачной и яркой жидкостью.

Оправдано ли использование присадок к ATF?

Современные ATF в своем составе уже имеют все необходимые присадки. Этот вопрос часто задают при возникновении проблем в работе автоматической трансмиссии. В большинстве случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, и ни замена жидкости, ни присадки не восстановят их. Поэтому, по большому счету, капитальный ремонт – единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии.

Уважаемые читатели, еще раз напоминаем вам ряд простых правил, следование которым позволяет максимально увеличить ресурс АКПП.

  • При трогании с места и изменении направления движения на противоположное переключения рычага селектора должны производиться при нажатой педали тормоза и полностью заторможенном автомобиле. Мнение о том, что при переводе рычага из режима “D” в “R” и обратно следует делать задержку в положении “N”, является ошибочным.
  • Начинать движение (снимать ногу с педали тормоза и нажимать на педаль газа) следует только после характерного легкого толчка, свидетельствующего о полном включении передачи.
  • Во время остановок на светофорах, непродолжительных стоянок, остановок в пробках не стоит устанавливать рычаг селектора в положение “N”. Также не рекомендуется делать это на длительных спусках для обеспечения движения “накатом”. Если автомобиль забуксовал, то можно попробовать выбраться из неприятной ситуации, включив режим понижающей передачи, и, действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечивать медленное вращение колес.

Прочие тонкости манипулирования автоматической трансмиссией вы постигнете на практике. Тогда вождение автомобиля станет для вас по-настоящему комфортным, как и планировали разработчики АКПП.

Источники: http://www.autogazeta.by/autogazeta/tehburo/779